(812) 647-01-.07 , 8 (911) 168-07.-10
Санкт-Петербург, ст.м."Академическая",
пр. Науки, дом 12, корп. 5

priem

НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

ПАРТНЁРЫ

 Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

ГРУППА ВКОНТАКТЕ

                                                                             62 1

АРХИВ МЕРОПРИЯТИЙ

Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Групповой Анализ - что это?

Под словом "групповой анализ" часто подразумевают достаточно различные виды психотерапии. Впервые употребление этого названия связано с Трайдженом Барроу (Trigan Burrow), создателем Американской Психоаналитической ассоциации. Будучи психоаналитиком, он заинтересовался использованием групповой формы психотерапии и попробовал применить психоаналитический метод (работу с переносом и сопротивлением) в группе; свой психотерапевтический подход он в 1925 г. впервые назвал групповым анализом.
Барроу чувствовал, что такие явления как сопротивление и перенос столь же присущи группам, сколь и индивидуальной терапии, но группа, по его мнению, обладает рядом преимуществ: она позволяет пациенту увидеть, что его проблемы не уникальны и получить поддержку других участников. В результате его сопротивление понижается и возрастает открытость к новому и незнакомому. В дальнейшем групповой анализ продолжал развиваться в США в различных направлениях, иногда сохраняя прежнее название, иногда меняя его на другие. Одним из них является групповая терапия, развиваемая Луисом Ормонтом (Louis Ormont) в Center Advanced Group Study, New-York, и названный им современным групповым анализом (modern group analysis).

Параллельно с этим, в 30-х годах в Великобритании психоаналитики Бион (Wilfred Bion) и Фоукс (Sigmund Foulkes) также заинтересовались возможностью применения психоаналитической теории в групповой терапии. Бион проводил эксперименты в группах по анализу группового сопротивления, начав использовать психоаналитическую теорию для группы как целого. Фоукс объединил психоаналитическую теорию с некоторыми идеями общей гештальт психологии Голдштейна и социологии Франкфуртской школы и создал на этой основе свой метод, также названный им групповым анализом.
В Великобритании на базе армейского госпиталя Фоуксом и Бионом было создано психотерапевтическое сообщество с использованием группаналитического подхода.

Групповой анализ этого направления продолжал развиваться и в послевоенные годы, что послужило основой для создания Группаналитического общества и, в 1971 г., Лондонского института Группововго анализа. В настоящее время группаналитические общества существуют почти во всех странах Западной и во многих странах Восточной Европы, а также в США, Израиле, России.
В России старейшим сообществом группанализа является ОГРА ( Санкт- Петербург).
История ОГРА восходит к началу осени 1990 г., когда в Ленинград (тогда ещё он так назывался) по приглашению группы заинтересованных специалистов приехал провести семинар британский групповой аналитик Раймонд Блэйк. В те годы, когда страна только недавно ещё получила возможность узнавать то, что предшествующими десятилетиями считалось "идеологически чуждым", психоаналитические направления в психологии и психотерапии вызывали большой интерес. Поэтому приезд Блэйка и его готовность к продолжению сотрудничества оказались замеченными, и он собрал вокруг себя всех, кто в те годы интересовался психоанализом и его различными направлениями. Результатом этого стало проведённое в январе 1991 г. учредительное собрание, которое объявило о создании Общественной организации Ассоциация группового анализа (АГрА). Первым президентом АГрА был избран профессор ЛенГИДУВа Ю.М. Губачёв, посвятивший многие свои работы исследованиям психосоматических отношений в медицине. 

Группанализ известен как форма ведения групповой практики. Его цель - сделать доступным для сознательной проработки бессознательные душевные процессы в условиях и рамках специально организованной группы. Теоретические основания группанализа вытекают из развития идей Зигмунда Фрейда, изложенных в работе «Психология массы и Я-анализ». Можно говорить, что импульс к быстрому развитию этих идей во время и после Второй мировой войны дали, в первую очередь, английские и американские психотерапевты. Особенно известны имена Уилфред Бион (B.Bion) и Зигмунд Хайнрихь Фукс (S.G.Foulkes). Сегодня в центре внимания последователей этого направления интеграция социально-психологических и психоаналитических достижений.

Группанализ, как и все методы работы с человеком и группой, исходит из того, что развитие отношений и связей в группе отличаются от отношений и связей в диаде.

Каждый член группы имеет отношения к себе самому, с самим собой, а также с группой
Каждый член группы имеет отношения с ведущим(и) группы
Каждый член группы имеет отношения с группой как целостностью
Аналитическая группа насчитывает, как правило, 5-8 - членов (малая групп). Ведущий группаналитик (дирижер) трактует групповой процесс как осуществление переносов, то есть воплощение ранних связей и конфликтных ситуаций, которые были в жизни и составляют внутреннюю историю каждого члена группы. Через возврат от интеракций сегодняшнего дня к раннему опыту отношений и конфликтов прорабатываются психологические проблемы участников группы. Ведущий поощряет и поддерживает свободные высказывания участников. Иными словами, в группе утверждается право на свободное самовыражение, что отвечает психоаналитическому правилу свободной ассоциации. Ведущий группы не задает тему, а предлагает участникам выразить свои чувства и переживания, фантазии, мечты и сны. Он концентрируется на том, что происходит в группе, и стремится, прежде всего, открыть значение происходящего – открыть то, что длительное время скрывалось в бессознательном. Он стремится также реагировать на высказывания участников группы нейтрально, безоценочно, без эмоций, чтобы как можно в большей степени восприниматься ими не как реальная персона, а как фигура для переноса.
Анализ собственных контрпереносов - важный инструмент для ведущего группы. Возможная регрессия в группе понимается как сопротивление групповой работе. Работа с переносами и сопротивлениями – одна из самых важных задач и одно из самых важных содержаний групповой работы. Групповая работа нацелена на интеграцию аффектов и противоречий, а также на достижение целостности. Цель аналитической работы - проработка и разрешение неврозов переноса, преодоление детских ожиданий и иллюзий. Все это, в конечном итоге, способствует приобретению ответственности за собственные действия. Обычно группа встречается один раз в неделю (1,5 часа) на регулярной основе.Это долгосрочный метод работы.

Работа в группе хороша для всех, но не все люди знают, что такое групповая терапия методом группового анализа. 
Люди приходят в группу, чтобы решить свои проблемы. Эмоциональный обмен между людьми является мощной силой во всех человеческих сферах. Глубоко внутри себя каждый человек нуждается в переживании чувств. Целебное влияние оказывает конструктивный обмен чувствами, который достигается в работе группы с помощью всех участников группы, включая дирижера, как руководителя группы. Благодаря этому процессу участники группы обучаются строить друг с другом такие отношения, которые становятся полезными для каждого члена группы и для группы в целом. Сама группа становиться своеобразным психотерапевтом. Происходит это не сразу, поэтому группанализ достаточно длительная терапия. Психологическое позитивное эмоциональное поле, которое создаётся в группе, начинает «питать» целебными эмоциями каждого участника и он получает возможность по-новому взглянуть на свою проблему и найти адекватное ей решение. Этому способствует и принцип "зеркала", когда в другом проще увидеть собственную проблему и принять ее, что и является основным залогом для ее разрешения. Это и способствует в свою очередь созреванию каждой конкретной личности, находящейся в группе, т.е. происходит процесс личностного изменения.

Цель для участников психоаналитической  группы - научиться:

-дифференцировать свои чувства (осознавать их);
- чувствовать и выражать любые чувства как позитивные, так и негативные;
- слушать, слышать, понимать  других;
- лучше понимать себя, свои действия. мысли и поступки;
- понимать бессознательные мотивы, как свои, так и других людей;
- понимать, как наше прошлое (детство) влияет на настоящее;
- изменять свои, ставшие неэффективными, способы поведения, взаимоотношений, и тем самым   
  расширять свои   возможности;
- экспериментировать с новыми способами поведения;

-научиться жить "вкусно", разнообразно, красочно, включая в свою жизнь всю возможную палитру красок, а не только черно-белый вариант.

Группы ведет Бугрова С.А.